О проектеНовостиФото и видеоФорумКонтакты
 

30.08.2005   

Политический журнал. Летающий странник. Российский инженер сделал то, что не смог Альфред Нобель

Валентин Ефремов недавно представлен к ордену Мужества. Основания весомые: впервые в истории планеты Северный полюс достигнут на тепловом аэростате. Одновременно установлен новый рекорд на дальность перелета на воздушном шаре, проведены ценные научные исследования.

Продолжатель дела Нобеля

Когда эксперты узнали о проекте Валентина Ефремова, то оценивали шансы на успех этой «авантюры» (так они сразу ее назвали) как 10 из 100. «Там же большая влажность. При низкой температуре обледенеет оболочка – рухнете. Хорошо, если на льды. А если в полынью?». С XVIII в. немцы, французы, англичане, шведы пытались штурмовать Северный полюс по воздуху. Не получалось. Последняя экспедиция Альфреда Нобеля на воздушном шаре в 1913 г. окончилась неудачей: после двух дней, казалось бы, уверенного полета случилась авария, экипаж исчез. Тайна их гибели не раскрыта до сих пор. Но Валентин так изучил Север, что ощущает его каким-то шестым чувством. После окончания МВТУ им. Баумана он, поработав на Билибинской АЭС инженером, решил стать профессиональным путешественником. Еще раньше ему довелось поработать в старательских артелях на Колыме, побыть оленеводом. В 1994 г. Валентин окончил литовскую школу воздухоплавания, а потом еще и российскую, став профессиональным воздухоплавателем. С тех пор он налетал немало часов, причем большая часть полетов проходила в неблагоприятных с точки зрения воздухоплавания и пилотирования районах Заполярья. И вот в конце прошлой весны осуществил уникальный экспедиционный проект «Полет к вершине планеты. К Северному полюсу на воздушном шаре». Рекордный перелет произошел на тепловом аэростате «Святая Русь». В экипаже вместе с Валентином были штурман Эдуард Мазур и оператор Виталий Газарян. На преодоление более 1100 км по маршруту остров Средний – мыс Арктический (архипелаг Северная Земля) – Северный полюс ушел 41 день. Из дневника Ефремова: «Небольшой балок на берегу океана. <…> Делаем первую разведку. Пролетаем на вертолете 30 км в глубь океана. Везде – большие разводья. Очень много открытой воды, проход через которую практически невозможен. <…> Если ветер не перенесет через открытую воду, это однозначно гибель». Но ветер переменился. Экипаж тронулся в путь.

Северная ледовитая баня

Приключений и ЧП разного масштаба было предостаточно. Например, штурман экипажа Эдуард Мазур получил травму, угорев от газа, который применяется для обогрева. Потерял сознание, упал и сильно рассек бровь. Оказав первую помощь, пришлось срочно менять конструкцию обогрева.

Празднование 60-летия Дня Победы прошло под аккомпанемент ломающихся льдин. Из дневника Ефремова: «9 мая. Сильное течение стало ломать льды. Всю ночь перетаскивали снаряжение через трещины и разводья. Дрейф льдины, на которой мы находимся, пошел на юг. В конце концов оказались в ловушке: со всех сторон льдины <…> Молимся, чтобы льды сомкнулись и мы перескочили на более устойчивую льдину. И стихия услышала молитву. Утром погода успокоилась: подул северный ветер, и небо очистилось, поставили новый лагерь. Только пришли в себя – к вечеру снова заволокло. Подул ветер со снегом, начался сильнейший дрейф льдины. Опять понесло на юг». И все же, когда выпадали редкие дни остановок из-за неблагоприятной погоды и обстановка при этом была относительно спокойной, экипаж даром времени не терял. Однажды устроил даже банный день в соленой океанской воде. – Рецепт бани прост, – рассказывает Валентин. – Ныряешь в полынью, поднимается обжигающий холодный пар. Выскакиваешь – и сразу в палатку. Принимаешь 100 граммов и горячий чай. Состояние дикого восторга и облегчения.

Однажды утром проснулись от собачьего лая. Отодвинули полог палатки – перед входом огромный белый медведь. Хорошо, что уже позавтракал нерпами. Стоит красивый и пушистый, как будто из той самой песни, где его сородичи трутся о земную ось, которую шар «Святая Русь» достиг 20 мая 2005 г. В 21 час 45 минут по московскому времени ребята достигли вершины планеты. А с ними и вся страна. Проект был недаром приурочен к 60-летию Победы. Если вся экспедиция длилась 41 день, то подготовка к ней заняла более полутора лет, причем основное внимание было уделено безопасности перелета. Авиаобслуживание и поисково-спасательное обеспечение экспедиции проходило в тесном взаимодействии с Министерством обороны и Министерством транспорта России, Федеральной службой безопасности, специалистами Красноярского управления гражданской авиации, Ассоциацией полярников. Большую поддержку в организации экспедиции оказал полномочный представитель президента РФ в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. Никто из высокопоставленных чиновников не брал на себя ответственности разрешить перелет. А Полтавченко взял ответственность на себя, что и решило ряд существенных вопросов между министерствами и ведомствами, возникших при организации экспедиции.

«Офис» под открытым небом

Помощь экспедиции оказали многие люди и вся Россия в разной форме. Летели смельчаки не на простом аэростате – он был специально подготовлен к полету Русским воздухоплавательным обществом. При этом аппарат основательно модернизировали и оснастили новейшими системами навигации с учетом экстремальных условий, в которых проходил перелет. За официальными рекордами Ефремова стоит и много скрытых. Например, беспрецедентная операция по авиационному обеспечению экспедиции с помощью вертолетов, в частности по организации дополнительных баз топлива на акватории Северного Ледовитого океана. Или работа метеорологов, которые давали прогноз погоды, чтобы холодные ветры и вообще «выверты» погоды не погубили экипаж. – Нам просто здорово повезло, – считает Валентин, – с начала полета и до самого полюса между всеми нами была отличная психологическая совместимость, что редко бывает в столь сложных путешествиях. Ну и, конечно, следует признать – нам сопутствовала удача. Мы договорились встретиться на Воробьевых горах в его офисе. Каково же было наше удивление, когда Валентин припарковал свой автомобиль на набережной Москвы-реки со словами: «Вот мы и дома». И начал привычно доставать из багажника «офисные принадлежности»: складные стулья, стол, газовую плитку, чашки для кофе… Так мы и поняли, что его рабочее место, офис и одновременно дом – весь мир, по которому он путешествует. По делам Ефремов часто приезжает в столицу и останавливается на Воробьевых горах не только летом, но и зимой. Местные жители вначале удивлялись, а потом привыкли. Постоянным жителем Ефремов считается в Нижнем Новгороде. Но там он бывает редко, потому что все свое возит с собой. Спит обычно на заднем сиденье, свернувшись калачиком. Его «ВАЗ» «Надежда» в каком-то смысле – ангел-хранитель. Впрочем, однажды хранитель не уберег. На дорогах Якутии Валентин как-то проколол колесо. Прохожий поинтересовался, кто такой и откуда. Ефремов – человек открытый: рассказывает и по ходу ремонтирует. А тот взял молоток и… по голове! С тех пор бородой и длинными волосами Валентин прикрывает след от удара. Но даже такое несчастье его не сломило. И он отправился в очередную экспедицию. За плечами Ефремова их уже немало – пешком, на автомобиле, на яхте, на собачьих упряжках. Ефремов путешествовал по Чукотке, поднимался к жерлу вулкана Таас-Тумус, совершил переход к Земле Санникова на собачьих упряжках, прошел за две навигации Северный морской путь…

Предыдущая новость   Следующая новость

Комментарии:

Написать письмо автору  Mako  |  25.11.2013 11:51:00
People nomallry pay me for this and you are giving it away!
Написать письмо автору  Иван  |  16.10.2009 5:15:00
Ну,почему журналисты так не любят Нобеля?Да,покорил он Северный полюс,покорил!Он и его героический экипаж,а не этот шарлатан!!!!!!
Написать письмо автору  ЯФ АПУ  |  19.01.2006 11:49:00
если не затруднит прсим Вас отправить фотографии Мазур Эдуарда Борисовича участвовавшего в перелете на северный полюс

Оставить комментарий

Если у Вас вертится на языке крепкое словцо, лучше его здесь не писать

Имя:
E-mail:

ваш e-mail никто кроме вас не увидит!
Комментарий:
Введите число на картинке: