О проектеНовостиФото и видеоФорумКонтакты
 

15.04.2005   

Русский полюс. На воздушном шаре к оси земли

Газета.Gzt.Ru

Сегодня с острова Средний архипелага Северная Земля взяла старт первая российская экспедиция покорения Северного полюса на воздушном шаре. В случае успешного ее завершения "Святая Русь", команда путешественника Валентина Ефремова, может попасть в Книгу рекордов Гиннесса - до сего момента ни одна из попыток штурма северной вершины планеты не заканчивалась успехом. Российским воздухоплавателям предстоит преодолеть свыше тысячи километров на высоте до 5000 м и при температуре до минус 50 градусов по Цельсию. Готовность к полету путешественников проверили корреспонденты ГАЗЕТЫ Петр Кассин и Татьяна Милевская.

Последние десять лет ‘притяжение‘ полюса стало настолько сильным, что туда отправляются с завидной регулярностью. Вершину земли покоряли экспедиции на лыжах, собачьих упряжках, моторных средствах передвижения. Даже для туриста слетать на край света стало так просто, как в магазин сходить. Нынче обыкновенная турфирма предложит маршрут даже для неподготовленного человека. Единственное, что потребуется для такого путешествия, - около 6 тысяч евро. Ежегодно десятки любителей арктической весной в конце февраля - начале апреля отправляются на полюс. Однако их маршрут прост и комфортабелен. Зачем туристу полюс? Чтобы сфотографироваться! У русских же путешественников цели более обширные. Еще ни разу официально не было зарегистрировано достижение Северного полюса тепловым аэростатом. Вполне возможно, там скоро напишут их имена.

Впрочем, ‘Святая Русь‘ - это не просто экзотический способ покорения, но и научно-практическое исследование арктический природной зоны.

В рейс

Арктическая весна - это минус 25 и холодный ветер. К тому моменту, как российские наблюдатели и журналисты ГАЗЕТЫ прибыли на остров Средний, путешественники здесь находились уже несколько недель. Посреди белого безмолвия - взлетная полоса, топливные ангары и несколько казарм для военнослужащих здешней погранзаставы.

Стартовая площадка - название весьма условное. На заснеженном льду Карского моря разложен купол. Через несколько часов он наполнится газовой массой и начнет набор высоты. От острова Средний до полюса - тысяча с небольшим километров. Преодолеть их экипаж Валентина Ефремова планирует максимум за три месяца. Все будет зависеть от капризов погоды.

Полет планируется выполнить в четыре-пять рывков. При идеальном стечении обстоятельств, поднявшись в воздух, аэростат преодолеет за шесть часов полета порядка 200 километров. После каждого такого рывка ему будет доставляться по воздуху топливо - 400 литров пропана.

Впрочем, экипаж считает все трудности преодолимыми, кроме одной. Направления ветра. Если не будет нужного, то ждать придется долго. Может быть, неделю, а может быть, две.

Ефремов и Ко

Экспедиция считается удачной, если половина участников остается в живых. Это наблюдение Ефремов воспринимает как шутку. И более того, он не сомневается в успешном исходе своей затеи. Воздухоплавательного стажа у него порядка десяти лет. Он налетал уже более 200 часов, причем большая часть полетов производилась в неблагоприятных с точки зрения воздухоплавания и пилотирования заполярных районах. Впрочем, главное сейчас не столько опыт пилотирования, сколько возможность выжить в полярных условиях. Выйти героем из встречи с белым медведем. Таких потенциальных кандидатов было хоть отбавляй. Отбор в компаньоны к Ефремову был не тяжелее, чем на ‘Последнем герое‘. ‘У меня было много кандидатур: и опытнейшие воздухоплаватели, и интеллигенция, но я остановился на опытном человеке. За три месяца кое-как я вытащил Эдуарда Мазура из тайги. Давно его знаю, он может выжить где угодно, - рекомендует ГАЗЕТЕ Ефремов. - Третий член экипажа - Виталий Газарян‘. До недавнего времени он был оператором одного из российских телеканалов.

Причем в экипаже могла быть и женщина. Юлия Петрова в течение года вела очень серьезную подготовку, но в последний момент ей отказали. Это тот случай, когда молодость - серьезный недостаток.

Впрочем, во всей этой истории был один человек, который остается за кулисой главного действа.

Главная инвестиция

Почти двадцать лет назад, в 1987 году, Михаил Слипенчук окончил географический факультет МГУ. Защитил кандидатскую диссертацию, а она никому оказалась не нужна. А нужны были деньги. Пришлось из географа превратиться в финансиста. Финансиста, который создал одну из ведущих российских инвестиционных компаний ‘Метрополь‘. Однако создается такое впечатление, что главный проект начинается только сейчас. ‘Ни один человек на Земле не смог осуществить такое путешествие. И если нам это удастся, если Валентин Ефремов сможет это сделать, то мы попадем в Книгу рекордов Гиннесса! - на пресс-конференции Слипенчук эмоционален. - Я уверен, что мы сможем, иначе не имело смысла все это начинать‘. С ним спорить бесполезно. Свою лепту внесли Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, географический факультет Московского государственного университета, Русское воздухоплавательное общество.

Для того чтобы достигнуть полюса, Ефремову понадобится максимум три месяца. Для того чтобы сделать возможным эту экспедицию, Михаилу Слипенчуку понадобилось два года и около миллиона долларов.

На удачу

Уникальность экспедиции сразу поставила в тупик чиновников. Что делать? Проще отказать. Вот и отказали. В прошлом году. В этом году сделать было труднее, так как к разъяснительной работе подключились самые влиятельные ведомства. Тем более что придраться в организации экспедиции действительно не к чему.

Безопасность и снабжение воздухоплавателей будут осуществлять службы как местного, так и всероссийского значения. Были найдены даже штучные специалисты.

Самым интенсивным был последний месяц. Проверка оборудования в полярных условиях, адаптация к морозам до минус 50.

‘Ничего необычного в конструкции шара нет, - говорит ГАЗЕТЕ Станислав Федоров, президент Русского воздухоплавательного общества. - Таких полно в Подмосковье с туристами. Небольших усовершенствований потребовала только корзина‘. Весит вся эта конструкция больше тонны, из которых 150 килограммов продовольствия.

После долгого ожидания наконец-то сегодня экипаж получил нужное направление ветра и оторвался от земли. Теперь им предстоит существовать в автономном режиме. Началось опасное путешествие над ледяной пустыней. В историю?

Предыдущая новость   Следующая новость

Комментарии:

Пока комментариев нет. Вы можете быть первым!

Оставить комментарий

Если у Вас вертится на языке крепкое словцо, лучше его здесь не писать

Имя:
E-mail:

ваш e-mail никто кроме вас не увидит!
Комментарий:
Введите число на картинке: